Причины трудностей
в развитии речи детей
Существует много причин, создающих проблемы в развитии речи, и не всегда можно сказать, что именно приводит к определенным трудностям или отставанию.
В отдельных случаях проблема легко определяется как физическая. Частичная или полная потеря слуха влияет на то, как ребенок обучается, понимает и говорит. Такие особенности, как незаращение верхней губы или нёба, влияют на речь.
Однако не все физические недостатки мешают речи. Дети с синдромом Дауна могут, например, пройти те же стадии развития речи, что и здоровые, но гораздо медленнее.
Вызвать языковые трудности может эмоциональная жизнь ребенка. Сюда входят собственные чувства малыша, то, как он относится к своему окружению, реакции на события в его жизни, а также поведение взрослых и других детей. Влияние эмоциональных факторов весьма различно, и делать общие выводы о «хорошем» и «плохом» опыте рискованно, поскольку дети по-разному реагируют в, казалось бы, одинаковых ситуациях.
Если взрослый очень мало говорит с младенцем или пока неразговаривающим малышом, то этот ребенок может недобрать опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому. Ребенку не будет хватать услышанных слов, он не будет знать, какое удовольствие доставляет общение со взрослым.
Более старший и владеющий речью ребенок может оказаться заторможенным, если взрослые мало говорят с ним, а их речь чаше всего состоит из запрещений вроде «нельзя» или «замолчи».
Роль взрослых в развитии детской речи проявляется еще и в том, как они понимают норму, или что, по их мнению, является «правильной» речью. И повторение вслед или легкое заикание могут перерасти в серьезную проблему, если их реакция заставляет малыша чувствовать себя глупым или шалуном. Взрослые, у которых слишком высокое мнение о языковых возможностях ребенка, могут обескураживать его, постоянно указывая на ошибки.
В отдельных случаях ребенок может быть заторможенным из-за других детей. Кто-то из них может получать удовольствие от высмеивания его погрешностей. Иногда один ребенок сковывает другого, выделяя ему роль малыша. Не всегда при этом «малыш» моложе своего опекуна. Случается, близнецы изобретают собственный язык и таким образом создают самостоятельную ячейку, исключающую общение со сверстниками и взрослыми.
Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни или длительные периоды несчастий. За этим надо следить, хотя, конечно, не все дети реагируют одинаково.
Зачастую не вполне ясно, почему у ребенка трудности с языком или отставание в развитии. Не стоит бесконечно выискивать причины, лучше помочь, начав какую-либо практическую работу с малышом.
Проблемы детской
речи и произношения
Дети, которые поздно начинают говорить
Некоторые дети отчетливо произносят слова еще в возрасте до года. Большинство начинает пользоваться словами на втором году жизни. К двум годам должны появляться признаки речи.
Определенное беспокойство вызывают дети, которым почти два с половиной года и которые не пытаются заговорить. Если нормальный ребенок почти двух лет не проявляет потребности заговорить, надо провести наблюдение типичного для него дня.
Желательно выяснить, пытается ли ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков или жестом.
Если у него не получается общение со взрослыми, возможно, он пробует установить контакт с другими детьми.
Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова.
Если в период от полутора до двух лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, то возможно, что энергия уходит именно на это, а не на язык.
Однако если ребенок достиг двух с половиной лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, насколько он продвинулся в остальном или насколько выразительно его бессловное общение.
Ребенок своим поведением может показать, что понимает определенный объем того, что ему говорят. Это может быть признаком, свидетельствующим, что он уже явно учится языку у других и слушает.
Но если уже прошло несколько месяцев после второго дня рождения, все же закономерно ожидать речи и от него самого.
Исходным для каждого ребенка
является его предыдущий опыт.
Специальные игровые занятия с такими детьми могут дать желаемый эффект. Для кого-то из детей может потребоваться до или во время занятий особый подход. Малыш, воспринимавший взрослую речь в основном как упреки в свой адрес, должен усвоить, что некоторые взрослые разговаривают вместе с ребенком и хотят слушать его.
У ребенка, испытывающего немалое давление со стороны взрослых, страх допустить ошибку может пересиливать желание говорить и, следовательно, лишить его любого шанса на успех и радости познания. В этом случае требуется много одобрений, отсутствие всякой критики и, прежде всего, несложная игра, в которой малыш легко сможет преуспеть.
Если ребенок, не умеющий говорить, невосприимчив в целом или реагирует лишь на определенные звуки, необходимо проверить его слух. Очень трудно оценивать слух в период до трех лет, поскольку внимание в таком возрасте ограниченно. Тут надо выявить, не слышит ребенок или не желает слушать.
Но, несмотря на трудности, необходимо добиться проверки слуха, если есть подозрения о частичной или полной его потере. Чем раньше это обнаружится, тем быстрее можно скорректировать работу с малышом или же снабдить его слуховым аппаратом.
Как побудить детей начать говорить
Побуждать ребенка выучивать простые слова можно, выделяя специальное время на игровых занятиях. Занятия, на которых происходит знакомство со словами, должны быть приятными малышу и заключать в себе значительный шанс на успех, чтобы последний стимулировал ребенка.
На этой начальной стадии игра принесет наибольшую пользу, если ребенок учит названия предметов, которые достаточно доступны для его восприятия. Это дает детям возможность попрактиковаться.
Хороший начальный набор пособий для детей, которые пока не говорят или только учатся говорить, должен включать пять-шесть знакомых предметов и картинок с изображением тех же предметов. Это могут быть кукла, чашка, ложка, игрушечный автомобиль, книжка, расческа или другие объекты, которые малыш видит каждый день.
Подобрать соответствующие картинки очень легко — вырежьте отдельные страницы из книжек, в которых печатается одна четкая картинка на каждой странице. Для более долгого пользования наклейте их на картон и оберните прозрачной пленкой. Есть много способов использования таких наборов предметов и картинок.
Некоторые дети с готовностью и удовольствием воспринимают простые вопросы и ответы товарищей. Задавать вопросы можно по-разному, чтобы выявить уровень речи и понимания ребенка.
Если показывают картинку или предмет и спрашивают: «Что это?» или «Как это называется?», то ожидают, что ребенок даст правильное название. Однако малыш может и без слов показать, что знает название предмета. Так, на вопрос «Где мишка?» или просьбу «Покажи мне чашку» он указывает пальцем или берет предмет (картинку) в руки. Если, по мнению взрослых, ребенок чрезвычайно застенчив, то неплохо построить вопрос таким образом, чтобы он мог сам выбрать форму ответа.
Если взрослые чувствуют, что на ребенка прежде оказывалось давление, то целесообразнее не задавать прямых вопросов. Но это не значит, что взрослым следует молчать, они могут разговаривать о занятии и действиями показывать, какую игру предлагают.
Дети с ограниченной речью могут понять то, что требуется, после нескольких показов, например простого сравнения или классификации предметов.
Другим способом начала обучения простым словам является сопоставление знакомого детям предмета с его изображением на картинке. Сделать это очень просто путем ограничения числа возможных картинок до двух-трех. В несложном разговоре с ребенком взрослый знакомит малыша с названием каждого предмета и его изображением.
Еще одна простая игра: ребенок получает задание рассортировать набор игрушек так, чтобы машины попали в одну коробку, ложки в другую и т. д. Картинки можно разрезать пополам и смешать несколько штук, чтобы получилась простейшая головоломка. Ребенок составляет верхние и нижние части, а взрослый называет предметы, стараясь первое слово предоставить маленькому партнеру по игре, если он к этому готов.
В любом из данных примеров речь взрослого должна быть простой и состоять из повторяющихся ключевых слов, без ненужного давления на ребенка («А теперь поищем мишку. Хорошо, ты нашел мишку. А вот и ложка»).
В дальнейшем потребуются два набора одинаковых картинок — один на планшете, а другой - в виде карточек лото. Сопоставление свободных картинок с такими же картинками на планшете может продемонстрировать взрослый: от ребенка не требуется понимания слов, необходимых для объяснения правил. Малыш, усваивающий отдельные слова, пользуется одним планшетом при помощи взрослого; вряд ли он справится с игрой в лото с другими детьми.
Главное в этих играх, чтобы они были простыми.
Когда у ребенка появятся интерес к играм и уверенность в себе, взрослый сможет использовать игровые материалы и обмениваться с детьми вопросами и ответами для расширения их лексикона.
Дети, которые не хотят говорить
Некоторые дети предпочитают не говорить, хотя и могут, и такая «избирательная немота», как это принято называть, может быть различной для разных людей и ситуаций. Если взрослый (родитель или любой человек) проявляет властность, то ребенок иногда реагирует тем, что прекращает говорить. Некоторые дети отказываются говорить в яслях или детском саду, хотя дома они с радостью говорят. Многие застенчивые дети поначалу молчуны, но постепенно обретают уверенность в использовании слов, однако у ряда детей проблема не в одной застенчивости.
Причину молчания такого ребенка определить очень труд но, и взрослые чувствуют себя уязвленными и сердятся. Взрослому надо быть честным с самим собой, чтобы эмоции не испортили его контакт с малышом.
Первый шаг здесь — попытаться выяснить, говорит и общается ли молчун с кем-либо? Сотрудники дневных яслей, в которых мне довелось работать, были очень озабочены по поводу как будто бы молчаливого трехлетнего мальчика. Его мало интересовала жизнь группы, и малыша трудно было втянуть в занятия. Озабоченность взрослых ослабла, когда они однажды услышали, что мальчик один в туалете поет песенку, которую отказался петь утром. В разговоре с его матерью выяснилось, что дома малыш говорит о занятиях в яслях и вполне определенно чему-то научился.
Некоторые дети, не желающие говорить в яслях, но охотно говорящие дома, иногда почему-то заговаривали в детском саду. Если ребенка невозможно заставить говорить, остается только быть наготове и подбадривать малыша. Если он явно что-то усваивает, то вам надо постараться, чтобы ваше неудовольствие не переросло в отрицательное отношение к ребенку. Ребенку надо регулярно создавать возможность поговорить. Но совсем не стоит лишать его игрушек, добавки за обедом и т. п., если он этого делать не хочет. Наказание редко стимулирует у ребенка желание разговаривать и к тому же создает атмосферу борьбы между взрослыми и детьми.
Может обнаружиться, что у ребенка, который молчит и общается с помощью жестов (указывает на игрушки), развитое понимание речи. Пока ребенок слушает и указывает, можно проверить, как он понимает вопросы и задания — от простых типа «Где кукла?» до более сложных: «Положи желтый карандаш под коробку и дай мне линейку».
ДЕТИ, КОТОРЫХ ТРУДНО ПОНЯТЬ ДРУГИМ
Ребенок,, только начинающий учиться говорить, произносит некие весьма своеобразные комбинации звуков и слрв, понятные только близким взрослым и детям. С развитием речи ребенка чужим становится легче его понимать. Близким малышу взрослым легко усвоить привычку заполнять пробелы в его речи. Тревожит то, что они не осознают, до каких пор можно продолжать это делать. Ведь с возрастом речь ребенка должна становиться яснее. Тут очень хорошим источником может быть опыт гостей, незнакомых с малышом. Порою бывает так, что делается слишком много скидок для ребенка без учета его возраста, тогда как нужны какие-то другие пути, чтобы помочь ему сделать речь более внятной.
Таким детям нужен от взрослых образец ясной и простой речи, который поможет им сосредоточиться за один раз на нескольких четких словах.
Начать надо с попытки замедлить речь ребенка, чтобы понять, сколько слов скрыто в неразборчивом потоке звуков. У некоторых детей с языковыми затруднениями появляется привычка «съедать» начала или окончания слов. Если это накладывается на хаотичность, внезапное отста-пание и возобновление речи или какой-то выразительный жаргон, понять ребенка в целом невозможно.
Можно выяснить, есть ли в словаре ребенка настоящие слова, попросив его назвать отдельные картинки или предметы. Он может внятно произносить слова по отдельности, но те же слова в предложении наползают на другие, и их нельзя ясно услышать. Большинство из занятий попроще, предлагаемых в данной главе, подходят для того, чтобы ребенок замедлял темп и произносил короткие внятные фразы. Если малышу нравятся песенки и распевки, то они могут оказать хорошую помощь, поскольку стабильный ритм сообщит его речи большую равномерность. Если отдельные слова и короткие фразы ребенка все же понять трудно, необходима консультация логопеда, а то и проверка слуха малыша. Не стоит пренебрегать такой проблемой или делать вид, что понимаешь речь ребенка. Иначе он * либо будет расстраиваться из-за своего недостатка, либо поверит, что его речь понятна окружающим.
Трудности артикуляции
Нередко бывает, что в почти школьном возрасте дети затрудняются произносить некоторые звуки. Если этих звуков немного и ребенка не заставляют почувствовать себя глупым, то помощь чуткого взрослого сможет выправить положение. Может потребоваться помощь или совет логопеда, чтобы определить серьезность проблемы и здравый подход к ее решению. Ниже предлагаются несколько простых идей, как помочь детям посредством игры.
Следует внимательно прислушиваться к ребенку, испытывающему трудности с языком. Некоторые дети могут произносить звуки правильно, но делают это не в тех местах.
Например, умея произносить твердый «к», они говорят «тошта» вместо «кошка». Ребенок может не замечать свою ошибку, но, вероятно, заметит преднамеренную ошибку взрослого. У других детей звук вообще не получается. Ребенок справляется с трудностями, заменяя одни звуки другими — «лыба» (рыба), «шобака» (собака) — или даже пропуская их совсем — «ка'андаш».
Эти недостатки проявляются сильнее, когда дети пытаются завести разговор, да к тому же быстрый. Хороший способ слушать ребенка — это иметь в распоряжении нехитрую книжку с картинками или набор предметов и спрашивать их названия по одному. Если там встречаются трудные звуки, можно будет услышать, как малыш справляется с ними. Затем составляется список звуков, трудных для данного ребенка, в который включают примеры нарушения произношения этих звуков в словах. Тот, кто имеет фонетическую подготовку, может использовать знаки транскрипции, но примеры ошибок в словах — это весьма практичный способ сбора информации по проблеме.
Если трудности касаются многих звуков, это может серьезно искажать речь и затруднять ее понимание. Даже небольшие сложности произношения могут расстроить ребенка и требуют чуткой помощи. Основа помощи — это дать малышу возможность попрактиковаться, не акцентируя особо его внимание на недостатках. Этой цели могут служить картинки, игрушки, песни, звуковые игры.
Взрослый может использовать метод «ошибка понарошку».
Если вместо «к» говорится «т», надо подобрать несколько картинок или предметов, начинающихся на «к». Взрослый берет куклу или указывает ее на картинке. С улыбкой спрашивает: «Это букла?» и легко качает головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизводит ошибку ребенка: «Это тутла?» Наконец, надо спросить: «Это кукла?» При этом кивок и улыбка подскажут малышу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, перестаньте подсказывать и последите, как он самостоятельно определяет верный звук. Например, спросите: «Это ташка? Нет? Значит, чашка? Тоже нет? Может, кашка?» Дождитесь ответа «да» и подтвердите: «Да, это кашка».
Другой способ заставить ребенка правильно повторять звуки — это звуковая игра.
Если у него не получается, это еще не неумение произнести слово, и ребенок может уверенно продолжать попытки. При некотором воображении со стороны взрослых различные звуки можно отрабатывать, играя в животных, транспортные средства, используя распевки. Звук «с» можно присвоить змее, «р» — рычащему тигру и так далее.
Когда ребенок освоит звуки в играх, ему, возможно, понравится проговаривать забавные рифмовки. Простейшие фразы вроде «Пушка пухает «пух-пух» лучше взрослых скороговорок. Когда уверенность в обращении с трудным звуком возрастет, ребенок сможет и захочет повторять фразы и детские песенки, совсем недоступные ему ранее.
И последняя рекомендация. Если какая-то определенная замена звуков принята в окружении ребенка, например диалектное «цоканье» и др., то подобное нарушение не следует считать проблемой. Ребенок учится тому, что слышит. Подрастая, он поймет, что другие произносят слова по-иному, и самостоятельно сможет выработать новый акцент.
Проблемы беглости речи
Очень многие малыши в процессе речи делают на или повторяются в поиске нужных слов. Если взрослые уделяют ребенку время и внимание, его речь постепенно становится более беглой. Ребенок вряд ли будет делать успехи, если вы будете подчеркивать этот недостаток. Лучше всего показать ему, что вы готовы терпеливо ждать, пока он что-то -скажет. С таким ребенком не стоит сердиться— это только ухудшит положение. Лучше увер малыша, что вы слушаете и ждете его слов.
Некоторые дети комкают слова просто потому, что . таюгся говорить слишком быстро. Они могут при э; запинаться и возвращаться к началу фразы, делать па; в непредвиденных местах. Опять-таки очень важно пика-' зать малышу, что у взрослых есть время, чтобы его слушать. Если нужно, взрослые могут предложить: «Повто-рп-ка это снова, помедленнее».
Детям, запоминающим или понимающим слова, можно помочь, повторяя с ними стишки или распевки, подобр, ные так, чтобы закрепить размеренный ритм. Это помо» ребенку настроиться. Также полезно отбивание ритма в песенках или в процессе игр со звуками и словами. Можно говорить о том, например, как дети взбираются все выше и выше (повышая при этом тон) к вершине горки и съезжают (тон опускается) до самого низа.
Запинки в речи в некоторых случаях возникают на эмоциональной почве. Если взрослый подозревает, что в жизни ребенка происходят тревожные события, он должен проявлять чуткость и терпение. Бывает целесообразно предоставить малышу, возможность выразить свои заботы не с помощью речи, а каким-то другим способом, например через фантазийную игру. Большинство запинающихся детей преодолевают проблему благодаря терпеливости и доброжелательности взрослых. Однако если эти проблемы семейного происхождения, то тут, конечно, нужен совет специалиста.
Запинающиеся дети в некоторых ситуациях могут чувствовать себя свободнее, и тогда этот недостаток проявляется меньше. Наблюдение за тем, как это происходит, дает взрослому очень полезную информацию. Однако если ребенок часто напряжен и беспокоен, если запинание можно отнести за счет волнения или же оно само заставляет' малыша волноваться, требуется помощь логопеда. Другие характерные признаки детского поведения под воздействием запинания включают' гримасы, зажмуривание или топанье ногами в трудные моменты речи. Помощь детям в физической координации
Характерной для некоторых детей с отставанием или неупорядоченностью речи является и слабая координация движений. Неловкость может проявляться как затруднение в точных движениях, например при строительстве из кубиков или рисовании, а также в более общем виде, когда ребенок натыкается на предметы, роняет вещи и вообще плохо удерживает руками. Если у читателей есть дети с затруднениями и речи, и координации движений, то можно посмотреть статью Хелен Хейг, рекомендующую, как обращаться с «неуклюжими» детьми*. Логопеды также смогут дать консультацию по этой проблеме.
Многие игровые занятия помогают малышам в области физического развития. Ребенку со слабой координацией поможет игровое занятие с уклоном в физическую сторону. Пользование карандашом, ножницами, мелом и другими материалами, что способствует точной координации, поначалу может быть очень трудным и обескураживать. Тут лучше подходят игры, требующие широких движений. Это, например, игры с большими мячами — катание, простые броски и ловля, метание. Хлопки и маршировка способствуют развитию чувства ритма. Полезна игра «Саймон сказал» с простыми правилами — ребенок должен копировать пример взрослого. Она может стать частью приятной игры, в которой найдется дело и другим детям. Взрослый должен быть чутким к тому, на что способен ребенок. Фантазийные игры предусматривают больше широких движений, например игра в поезд; более точную координацию (наливание воды, игры с формочками, планшетиками или мешочками) можно отрабатывать, когда ребенок освоит их.
Риск перегрузки детей взрослой речью
Во многих программах для детей с отставанием в языке особо выделяется роль взрослых, включая вопросы для детей и пути оказания помощи. Появился новый акцент (особенно в ясельном воспитании) —общее значение устных вопросов взрослых к детям, предусматривающих использование различных интеллектуальных навыков. Высказывались аргументы, что подобными вопросами взрослые могут оценить способности ребенка и помочь их дальнейшему развитию. Этот подход применяется, например, в работе Марион Бланк и Джоан Таф.
Однако в работе группы Томаса Корэма из Лондонского университета прозвучало сомнение в эффективности устных требований взрослых, обращенных на навыки детей. В обзоре других работ и докладе о собственных исследованиях Барбара Тайзард утверждает, что повседневный стиль требовательности взрослых в общении с детьми неэффективен для стимуляции обучения ребенка. Группа выявила проблему в том, что дети не обязательно (или вообще не) отвечают на вопросы своих воспитателей. Согласно наблюдениям, которые группа проводила в домашних условиях, тот же ребенок гораздо активнее говорит дома с матерью*.
Одним из практических, выводов был такой, что дети, перегруженные взрослой речью, могут учиться очень быстро, чтобы избегать ответов на вопросы или отвечать лишь несколькими словами. Обе эти реакции очень бедно отражают реальные способности ребенка.
Взрослые, работающие с малышами, могут тут вполне резонно воздеть руки и сказать: «Подумать только! Что же нам делать?» Разочарование вполне понятно. Пытаясь осмыслить различные программы и элементы исследования, полезно помнить некоторые руководящие принципы:
а) дети много берут от взрослых, поэтому важно,
сколько и как те говорят с детьми;
б) принятие взрослыми на себя активной роли в фор
ме требовательного стиля общения с детьми нашло отра
жение в специальных программах, направленных на обу
чение детей в некоторых областях знания;
в) нет свидетельств тому, что такой требовательный
стиль в качестве основной части повседневного общения
взрослых с детьми, действительно помогает им обучаться быстрее, а на деле он может и мешать;
г) наибольшую требовательность взрослых лучше оста
вить для специальных игровых занятий с детьми;
д) взрослым надо обязательно следить за своей речью.
Это, однако, не значит, что любое и каждое общение с
ребенком должно иметь дидактическую цель. Дети имеют
такое же право отдохнуть и позабавиться, как и взрослые,
проводящие с ними время. Перебор в требовательности со
здает довольно тяжелую атмосферу.
Элементы хорошего общения взрослых с детьми
Выше уже отмечалось, что взрослые чересчур полагаются на устную речь, стараясь, чтобы дети говорили. Полезно всегда помнить, что именно важно в общении взрослого с младенцем, и знать, что то же в основном относится и к общению с более старшими детьми. »
Некоторые исследователи и практики очень заинтересовались общением матери и младенца*. У младенцев с хорошим развитием способностей к общению постоянно проявляются отдельные важные особенности:
а) между матерью и младенцем идет двустороннее об
щение— поначалу это обмен улыбками, потом — звуками;
б) важным элементом этого общения является то, что
мать и дитя вступают в него по очереди, и дитя усваивает
правила очередности;
в) мать реагирует на сигналы ребенка, и ребенок ус
ваивает ряд способов привлечь внимание, начать общение
и поддержать его.
Эти мысли об элементах общения можно соотнести с тем, что ранее говорилось о риске перегрузить детей взрослой речью. Если взрослый в разговоре доминирует и определяет тему воп.росами, то беседа становится односторонней, а общение несбалансированным. Очередность сокращается или контролируется взрослым, а сигнал, что ребенок хочет общения, лишь изредка принимается взрослым во внимание. Некоторые, дети, похоже, более способны терпеть ограниченное,общение, а отдельные ограничения вроде бы неизбежны, когда взрослый работает с группой, но он не должен удивляться, если детей не очень увлекает такое ограниченное общение.
Учитесь слушать детей
Вероятно, недостаток программ, сосредоточенных на том, что взрослые должны говорить детям, — это отсутствие акцента на том, как взрослым надо слушать.
Очень часто взрослые нечутки и друг к другу; неудивительно, что они не слушают и детей. Значение серьезного внимания взрослых к детям уже подчеркивалось; стоит упомянуть его снова.
Ребенок, даже не достигший пяти лет, чувствует, когда взрослый его не слушает. И не потому, что тот отвернулся, когда малыш говорит. Главное — ребенок чувствует, что взрослый знает правильный ответ и готов подсказать нужные слова, чтобы помочь малышу независимо от того, что он уже сказал в интервале.
Взрослым надо прислушиваться, не слишком1 ли они усердствуют в этом, поскольку в результате ребенок не научится говорить достаточно хорошо. Даже самая благорасположенная речь взрослого в конце может оказаться бесполезной, если он не удостаивает ребенка вниманием, не показывает, что слушает, согласуя свои слова с тем, что сообщает ребенок.
Чуткость взрослых к своей речи
Одно из главных воздействий на развитие речи детей оказывает речь взрослых. Это проявляется по-разному:
Очень большое значение имеет то, старается ли взрослый говорить с детьми или же для них. Это касается как беседы с малышом, который еще не говорит, так и беседы с ребенком, уже освоившим навыки речевого общения. Необходимо предоставлять детям возможность отвечать в любой удобной для них форме. Разговор взрослого с ребенком, короткий или длинный, принесет наибольшую пользу, если учитываются языковые способности малыша. Конечно, речь взрослого всегда должна быть свободной от всего непонятного для ребенка. Непонимания не возникает, если взрослые всегда будут готовы объяснить, выразить что-то по-иному, если они умеют замечать признаки, свидетельствующие, что малышу что-то неясно.
Речь детей развивается успешнее, когда взрослый старается сделать беседу приятной для них. Неизбежны, конечно, моменты, в которые в речи взрослых звучит «Нельзя!», но преобладать должны все же периоды, когда беседа — источник удовольствия и развлечения
Взрослые могут помочь своим подопечным, прислушиваясь к себе. Важно осознать, какое разнообразие мы можем сообщить в своей речи.
раскрыть » / « свернуть