Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Аттестация педагогических работников

Нормативные правовые документы

Задачи аттестационной комиссии

Аттестационная комиссия призвана решать следующие задачи:
  • определять соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям второй, первой, высшей квалификационным категориям;
  • присваивать квалификационные категории педагогическим работникам в соответствии с уровнем их профессиональной компетентности;
  • соблюдать основные принципы проведения аттестации, обеспечивать объективность экспертизы и процедуры проведения аттестации;
  • определять сроки прохождения аттестации для каждого педагогического работника;
  • оказывать консультативную помощь аттестуемым;
  • изучать и внедрять опыт работы других аттестационных комиссий;
  • обобщать итоги аттестационной работы с педагогическими работниками

Права аттестационной комиссии

Аттестационная комиссия имеет право: 

  • запрашивать у аттестуемого педагога дополнительную документацию и статистические данные, необходимые для аттестации;
  • привлекать для проведения экспертизы профессиональной компетентности учителя специалистов соответствующей предметной области;
  • осуществлять контроль за деятельностью экспертных групп и объективностью проведения экспертизы;
  • готовить проекты распоряжений и приказов по вопросам аттестации педагогическим работникам и предоставлять их на рассмотрение директору;
  • вносить предложения по совершенствованию деятельности аттестационной комиссии;
  • представлять членов аттестационной комиссии и экспертов к награждению и поощрению;
  • разрабатывать рекомендации по совершенствованию аттестационных процедур

Условия допуска педагогического работника к аттестации

Пункт 18 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)

Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются: соответствие полученного образования квалификационным требованиям; наличие стажа работы (кроме случая, предусмотренного пунктом 20 настоящей Инструкции) в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 настоящей Инструкции; освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством. Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который обобщен и используется другими учителями учреждений общего среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения

Квалификационные требования к профессиональной деятельности

Постановление Министерства труда Республики Беларусь 28 апреля 2001г. № 53 «Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании»

Требования к предоставлению педагогического опыта на квалификационный экзамен

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА  К АТТЕСТАЦИИ         

 

1. ЗАЯВЛЕНИЕ (по установленной форме).

 2. СПРАВКИ О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА (оригинал).

 3. ПРОГРАММА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ (составляется педагогом – образец на сервере школы).

 4. МАТЕРИАЛЫ О ПРОВЕДЕННЫХ ОТКРЫТЫХ УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (рабочие и открытые уроки  посещает администрация и члены аттестационной комиссии).

 5. САМОАНАЛИЗ УРОКА (открытого или рабочего, который посещала администрация или члены аттестационной комиссии.)

 6.  ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (материалы из опыта работы - папка).

 7.  САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (готовит аттестуемый работник). 

8.  ХАРАКТЕРИСТИКА (с подписью директора учреждения образования и печатью).

 9. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТУЕМОГО и другие аналитические материалы

 10.  КОПИИ:

-удостоверения о повышении квалификации за последние пять лет (базовые курсы, целевые, проблемные   и др.)

-диплома, если высшее учебное  заведение окончено с отличием (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).

- документа о присвоении академической степени магистра (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).

 Вся процедура подготовки к аттестации  должна быть завершена за неделю до аттестационного собеседования.

 Материалы к аттестационному собеседованию должны быть предоставлены в аттестационную комиссию за неделю  до аттестационного собеседования.

Педагогическому работнику к аттестационному собеседованию  подготовить краткую информацию о профессиональной деятельности и направлениях работы в перспективе.

Аттестуемым на заметку

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.

С этой целью изучается:

психологическая готовность учителя;

технологическая готовность учителя (воспитателя, руководителя кружка) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета).

Дается оценка:

преподавательской деятельности учителя (воспитателя, руководителя кружка): знание нормативных документов, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; в выполнении государственных программ; оценка качества проведения урока; интерес учащихся к преподавательскому предмету;

умений учителя (воспитателя, руководителя кружка) планировать свою деятельность;

деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;

работы учителя над повышением своего профессионального уровня (курсы повышения квалификации);

для первой и высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, руководителя кружка), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.

Порядок проведения аттестации учителя на категорию

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:

посещает уроки, факультативные занят, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия аттестуемого, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;

анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;

анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (курсы, методическая, инновационная деятельность, самообразование);

проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.

проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.

В рамках аттестации учитель должен:

провести  открытых уроков, факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету, воспитательное мероприятие;

представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;

на вторую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт в виде разработок отдельных уроков или тем (наглядные материалы);

на первую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить);

на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен в ИРО, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии авторские методические разработки, печатные работы и др.

 «учитель-методист».

Процедура проведения квалификационного экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории

Квалификационный экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в течение одного дня.

На квалификационном экзамене педагогам предлагаются билеты, которые содержат задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе представленного опыта педагогической деятельности. Время выполнения задания – 2 академических часа.

Затем экзаменуемый в устной форме представляет спроектированный фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации.

Оценивание предоставленного опыта педагогической деятельности и защиты спроектированного фрагмента педагогической деятельности проводится членами квалификационной комиссии в соответствии с утвержденными критериями и показателями.

Максимальное количество баллов за опыт педагогической деятельности – 16, за защиту спроектированного фрагмента педагогической деятельности – 16. Всего за квалификационный экзамен – 32 балла. Для сдачи квалификационного экзамена необходимо набрать 75% от максимального количества баллов, т.е. не менее 24 баллов. 

Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности педагога

(по Глинскому А.А.)

1.     Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины, классы в которых работает педагог, квалификационная категория, педагогический стаж.

2.     Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации  содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).

3.     Профессионально-педагогическая результативность:

Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторский дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и т.д.).

Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и другие).

4.     Профессионально-педагогическая подготовка:

       прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;

       участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще- и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;

       реализация темы по самообразованию;

       знакомство с адресами ППО и изучение опыта коллег по актуальным для педагога проблемам;

       работа с научно-методической, справочной литературой;

       значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;

5.     Профессионально-педагогическая деятельность:

       осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);

       дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;

       участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);

       участие в общее-  и внешкольных учебно-методических мероприятиях;

       совершенствование работы учебно-предметного кабинета;

       руководство  процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество,  проведение  мастер-класса  и др.

6.  Вывод: какие результаты достигнуты  и что этому способствовало.

7.  Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, содержание  и направления деятельности).

Аттестация педагогических работников

     Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта