Методические рекомендации для учреждений общего среднего образования Минской области по наполнению информационными материалами тематических экспозиций, посвящённых памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества. Перед учреждениями образования стоит задача, которая заключается в том, чтобы создать результативную систему идеологического и патриотического воспитания, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, сформировать гражданскую позицию и патриотизм.
Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма молодого поколения, базируется на уважении к историческому прошлому и традициям народа в годы Великой Отечественной войны, на трудовых традициях белорусского народа, на гордости за его экономические, социальные, культурные достижения, на заботе об интересах, независимости, свободе, благополучии и будущем своей Родины – Республики Беларусь.
В настоящее время учреждения образования являются наиболее устойчивыми институтами социализации личности, в которых обучающиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.
Особое значение для формирования гражданской позиции и патриотизма, а также чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу несут тематические экспозиции, связанные с изучением Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., которые показывают примеры героизма и стойкости белорусского народа в годы великих испытаний. Следует отметить, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы. Их необходимо использовать в образовательном процессе в учреждениях образования.
Информирование обучающихся о фактах совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида мирного населения осуществляется в рамках гражданского и патриотического воспитания. При этом ведущая роль возлагается на военно-патриотические клубы, на использование потенциала музеев и организацию тематических экспозиций.
Единые подходы к формированию (наполнению) информационных материалов тематических экспозиций (стендовых, баннерных, библиотечных, выставочных, музейных и иных) в учреждениях образованиях Минской области.
При формировании тематических экспозиций (стендовых, баннерных, библиотечных, выставочных, музейных и иных) (далее – тематические экспозиции) необходимо соблюдать принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности и диалога, которые должны быть реализованы в следующих требованиях:
1.Соблюдать нормативные правовые, научно-методические документы (приложение 1).
2.Использовать литературу, научные данные и материалы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, материалы, размещенные на официальных сайтах государственных учреждений и организаций; информационно-аналитическую, хрестоматийную, научно-популярную и иною литературу, документы и материалы библиотек и музеев государственных учреждений образования и государственных учреждений культуры, государственных архивов, государственных СМИ (приложение 2), региональный краеведческий компонент (приложение 3).
3.Тематические экспозиции целесообразно представить структурно в 4 разделах:
1 раздел раскрывает тему в целом в стране,
2 раздел – в регионе (Минская область),
3 раздел – на территории района(города),
4 раздел – в местности расположения учреждения образования.
4.С учетом конкретных возможностей учреждения образования и размещения тематические экспозиции могут быть стендовыми, баннерными, выставочными, буклетными, библиотечными, музейными, экспозициями уголка в учебном кабинете и иными, а также с использованием интерактивных карт, информационно-коммуникационных технологий (приложение 4).
5.В тематических экспозициях информативный материал необходимо представить в 2-х видах: постояннодействующем и сменном, размещать и обновлять который необходимо регулярно, исходя из принципа оптимальности с учетом тематики учебных, факультативных занятий и воспитательных мероприятий, в которых его необходимо использовать.
6.Организовать обязательное информационное сопровождение тематических экспозиций информационно-пропагандистскими и лекторскими группами, из числа обучающихся и работников педагогического коллектива учреждения образования, матричными штрихкодами (QR-кодами) с электронными текстовыми аудио- или видеогидами. При этом включить работу по информационному сопровождению тематических экспозиций в систему воспитательной работы учреждения образования.
7.Формировать и использовать информационные материалы тематических экспозиций с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей обучающихся.
8.Активно включать в диалог всех участников мероприятий с использованием тематических экспозиций, проводить этап рефлексии с целью формирования у обучающихся определенного отношения к теме экспозиции, событиям и фактам, формирования собственной нравственной, гражданской позиции.
9.Обеспечить надлежащий учет обучающихся, посетивших тематические экспозиции с указанием даты посещения, названия мероприятия, в рамках которого было проведено ознакомление с экспозицией, количества обучающихся, ответственного за проведение мероприятия (приложение 5).
11.Учитывать в планировании работы тематических экспозиций календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат (День памяти жертв геноцида во Второй Мировой войне – 27 января, День памяти юного героя-антифашиста – 15 февраля, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля, День освобождения узников фашистских концлагерей – 11 апреля, День памяти жертв Холокоста – 30 апреля, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне – 9 мая, День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа – 22 июня, День независимости Республики Беларусь – 3 июля, Международный день памяти жертв фашизма – второе воскресенье сентября и др.).
На основании вышеуказанных методических рекомендаций управлениям (отделу) по образованию, спорту и туризму райгорисполкомов, управлениям по образованию райисполкомов, учреждениям образования областного подчинения рекомендуется разработать единые подходы к содержанию информационных материалов тематических экспозиций в учреждениях образования района (города), предварительно согласовав их с райгорпрокурорами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Информационные ресурсы, рекомендуемые для использования при формировании (наполнении) материалами тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Региональный краеведческий компонент, рекомендуемый (исходя из территориальности) при формировании материалов тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Расследование уголовного дела о геноциде
раскрыть » / « свернуть