Но дети так быстро вырастают, и после детского сада наступает пора идти учиться. Многим родителям тяжело принять этот факт и очень часто начинают возникать определенные страхи и опасения. Зачастую ребенок сам проявляет желание идти учиться. Но готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? Может быть, вы опасаетесь того, что ваш ребенок еще слишком несамостоятельный? Или в школе он попадет в плохую компанию и перестанет вас слушаться, будет плохо учиться и обижать других детей?
Ниже размещены ссылки для скачивания материалов для родителей будущих первоклассников:
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Готов ли ваш ребенок к школе?
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
– интеллектуальную готовность;
– мотивационную готовность;
– волевую готовность;
– коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать:
• свой адрес и название города, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
4. Не переучивайте левшу насильно – дело не в руке, а в устройстве мозга.
5. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
6. При поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели, образ слова, или с чем-то другим.
7. Для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.
Готов ли РОДИТЕЛЬ к школе?
Исследования показали, что для успешной адаптации одной подготовки к школе детей недостаточно, нужна подготовка и родителей.
Известно, что как чрезмерная тревожность так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Дезадаптация происходит, потому что семья не поддерживает ребенка в новом качестве. Ребенок пошел в первый класс, а семья осталась на предыдущей стадии жизненного цикла – на дошкольной. Для оптимальной, благоприятной для развития ребенка родительской позиции, характерны:
• Адекватность – наиболее близкая к объективной оценка родителями психических особенностей своего ребенка;
• Динамичность – способность изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка применительно к изменяющимся ситуациям и условиям жизни семьи;
• Прогностичность – направленность воспитательных усилий на будущее ребенка, его дальнейшую жизнь;
• Наличие в семье четких внутренних правил – переход с дошкольной стадии жизненного цикла семьи на школьную за полгода до поступления ребенка в школу.
• Разумная включенность семьи в социум.
С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями обучения, с новым коллективом сверстников, с новыми требованиями: выполнять указания учителя, быть внимательным, соблюдать дисциплину и т. д.
И естественно возникает вопрос: в состоянии ли ребенок справиться с тем функциональным напряжением, которое неизбежно сопровождает начало обучения в школе? Как помочь ему успешно преодолеть трудности адаптации к школьным нагрузкам без ущерба для его здоровья?
Запомним несколько основных правил:
1. Время. Прежде всего, уважаемые мамы и папы, запомните главное отличие школы от детского сада: как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует прежде всего развить у ребенка умение заниматься – в смысле ЗАНИМАТЬ СЕБЯ самому. Научите ребенка не просто получать самостоятельность, а еще ею пользоваться. В конце концов, мама должна быть уверена, что ребенок сумеет днем остаться дома один и как минимум сам поесть готовый обед. А для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что-то делать самостоятельно уже в детском саду. Разумеется, все хорошо в меру. И вовсе необязательно, скажем, бросать ребенка одного на весь день; но стоит научить его при необходимости оставаться одному на какое-то время дома – при этом чтобы он умел соблюдать основные принципы безопасности.
2. Готовность к смене социального статуса ребенка. Как показывает опыт, многие родители будущих первоклассников сами оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе, ее сложными программами и высокими требованиями; слишком эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей, не способны оказать им психологическую поддержку, изменить социальный статус ребенка в период подготовки к поступлению в школу. В настоящее время для семейного воспитания характерны уменьшение продолжительности общения в семье, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми, приводящее к формализации контактов. Все это в сочетании с чрезмерным требованием к исполнительности, предъявляемым к ребенку, способствует формированию у него неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, негативизма, аффективных реакций, отрицательных форм самоутверждения. Формируются серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых, что значительно усугубляет жизнь как самих детей, так и их родителей. Запомните – проявление неподдельного интереса – часть новой жизни!
3. Готовность семьи решать новые задачи и справляться с новыми проблемами. Не только гордость и амбиции не дают родителям спокойно спать. Зачастую первый период жизни ребенка в школе вызывает у них обиду или ревность, которые они старательно скрывают. Обиду, потому что ребенок уже перестал быть малышом, исключительной собственностью мамы и папы, что приходиться привыкать к его новой психологической самостоятельности. И ревность, поскольку ребенок нашел новый объект любви и восхищения в лице учителя, потому и позволяет иногда поспорить с папой по какому-нибудь вопросу, заявив: «А Лилия Ивановна сказала, что это так, она-то точно знает!»
Трудно бывает отказаться от роли единственного авторитета и объекта любви и согласиться на роль советчика и друга – верного и умного, но уже не единственного. Ребенок начинает по-новому думать, у него появляются новые реакции, новые приятели. А то, в какой степени мы будем принимать участие в его жизни, зависит от нашего отношения к ребенку, от того, сумеем ли мы подходить к нему как к личности с ее индивидуальными запросами, реакциями, способностью переживать … Первые годы учебы ребенка в школе – это серьезное испытание не только для малыша, но и для родителей.
Источники: 1.Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе\ Н. И. Гуткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.
раскрыть » / « свернуть