Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Концепция развития

Концепция развития

исторического

музея Народной славы

ГУО «Загальская  средняя школа Любанского района»

1.Введение

 

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

 

Функции музея:

 

создание условий для формирования у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине, ее истории и культуре;

всестороннее изучение истории и культуры своего региона;

охрана и популяризация историко-культурных ценностей родного края;

участие в решении образовательных задач учреждения образования.

 

 

Цель деятельности музея:

содействовать становлению учащегося как гражданина, патриота, семьянина средствами музейной педагогики, современными формами краеведения и экскурсионной деятельности

 

2. Информационная справка

 

Приближалась 40-я годовщина освобождения Беларуси и победы в Великой Отечественной войне. По предложению директора школы Терехова Н.Н.. было решено начать сбор материалов для создания школьного музея. Вспоминал бывший учитель математики Дмитрук Б. А.: "Каждый класс получил определенные задания. Самым главным было-записать воспоминания ветеранов войны. Дети охотно отозвались: воспоминания были записаны. Но кто-то подал идею записать голоса ветеранов. Бывших фронтовиков пригласили в школу, сфотографировали, записали их воспоминания на магнитофонную ленту. (К сожалению, только краткие сведения, записанные в альбоме, сохранились. Сами записи, лента сохранена не была. Поэтому уже в последующие годы школьникам вновь пришлось записывать воспоминания).

Вокруг Загалья в годы войны шли большие бои. После войны на местах боев жители находили большое количество остатков боевого оружия. Когда начали говорить о создании музея, многие школьники (да и взрослые тоже) начали приносить свои находки. Но дальше сбора этих материалов дело не шло.

Новый импульс в создании музея был дан новым директором школы Комиссарчик Т. Л. При помощи совхоза "Загальский" было оборудовано помещение бывшей школы, были приглашены оформители. Много раз обращались за консультациями и в Любанский музей народной славы. Кроме зала Боевой славы решено было создать и этнографический, рабочий, Ленинский залы.

Историко-краеведческий музей был открыт в 1985 году. Хранителем музея стал учитель немецкого языка Сытько Р. Ф. Была создана экскурсионная группа. Экскурсии проводились не только для своих школьников, но и для групп из других регионов.

Но вскоре помещение музея начало приходить в негодность. Своими силами сделать такой большой ремонт школа не могла. Проводить экскурсии стало опасно. Возникла угроза повреждения многочисленных экспонатов. Тогда было решено перенести экспозиции в помещение школы.

В 2004 году экспозиция музея перенесена в здание школы.

Из четырех экспозиций целыми оставили две: этнографическая и зал Боевой славы.      

Экспозиции музея:

-«Этнографический зал».В экспозиции размещаются предметы обихода и крестьянского быта начала XX века (коса, серп, прялка, утюг, глиняная посуда, домашняя утварь ), самотканые рушники, покрывала.

-«Зал Боевой славы». Экспозиция рассказывает об участии жителей д.Загалье в партизанском движении на территории Любанского района, о легендарном острове Зыслов, есть документы и фотографии времен ВеликойОтечественной войны, осколки снарядов, гильзы, части оружия и т.д.

         Ведется работа по созданию экспозиций:

       - «Наши школьные годы» (в экспозиции рассказывается о развитии образования нашей местности, есть школьные учебники 1920-30-х годов, ученические тетради 50-годов, многочисленные фотографии учителей и учеников);

     - «Земля, овеяная славой» (в экспозиции рассказывается об истории деревни Загалье, истории развития колхоза: многочисленные фотографии, грамоты и наградные листы, воспоминания ветеранов труда).

            Важной частью экспозиции нашего музея является мемориальный комплекс "Зыслав".

Среди основных форм работы школьного музея:

-экскурсии;

- встречи с ветеранами;

- классные часы;

- праздники.

Большое значение имеет проведение уроков в школьном музее.

Экспозиционный потенциал музея должен помочь оживить учебный

процесс, приобщить детей к истории своей страны, своей малой

Родины.

 

3. Программа развития музея на 2022-2025 гг.

 

3.1. Основная идея развития музея

Накоплен большой объем материалов по истории населенного пункта, фонд музея пополнился новыми музейными предметами, - этим обусловлена потребность в необходимости систематизировать материалы, представить в экспозиции музея, популяризировать в социуме.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско- патриотических качеств, расширение кругозора и развитию у  учащихся практических  навыков поисково-исследовательской деятельности, служить целям  совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Деятельность музея посвящена исследованию материалов по отечественной истории, краеведению, сохранению исторической памяти народа и изучению культурно - исторического наследия малой родины.

Объект деятельности - история и современность малой родины, учреждения образования, сельскохозяйственного управления «Загальский» ОАО «МАПИД».

Предмет деятельности - история и современность родного края, предметы крестьянского быта и народные ремёсла, мужество и героизм земляков в годы Великой Отечественной войны.

Предполагаемая аудитория музея - учащиеся своей и соседних учреждений образования, молодежь, родители, ветераны войны и труда, жители микрорайона учреждения образования.

 

  1. 2. Перспективы развития музея:

- осуществлять сменные тематические выставки, посвященные памятным датам истории Родины;

- использовать музейные предметы экспозиций школьного музея в учебно- исследовательской и проектной деятельности учащихся;  

- проводить совместные мероприятия с ветеранами труда, привлекать их к работе актива музея;

- использовать инновационные формы работы в деятельности музея;

- устанавливать связи с другими музеями, привлекать родителей к работе в музее;

- пополнять фонды музея, обновлять экспозиции;

- проводить на базе музея уроки, праздники, интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми, тематические вечера и т.п.;

- обновлять страничку школьного сайта  «Школьный музей»;

- создать мультимедийное портфолио по экспозициям музея.

 

  1. 3. Совершенствование программы деятельности музея.

Организация деятельности музея  опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Беларуси:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Кодексом Республики Беларусь о культуре;

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июня 2006 г. № 733 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб парадку прысваення музеям статусу «народны», перыядычнага пацвярджэння і пазбаўлення іх гэтага статусу»;

Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 17 июня 2003 г. № 17 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку ўліку, захоўвання і транспарціроўкі зброі, якія маюць культурную каштоўнасць, дзяржаўнымі музеямі»;

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года № 283 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі»;

Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденнной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82;

Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 № 9.

Задачами педагогического коллектива являются не только обучение, но и воспитание культурного, творческого человека, способного воспринимать и ценить принципы добра и красоты. Эти задачи решает  школьный музей с его экспозицией, подлинными предметами, имеющими историческую ценность.

Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, чему способствует музейная педагогика. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков (урок - путешествие, урок - игра, урок - знакомство, уроки творчества), на которых могут использоваться музейные экспозиции и различные музейные экспонаты. Обучение в музее может проводиться в какой - то другой нетрадиционной форме (например: встреча с интересными людьми - писателями, ветеранами, литературно - музыкальные гостиные, и т.п.). Такие уроки в музее стимулируют интерес детей к прошлому родного края, побуждают задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, находить объяснения.

Использование краеведческого материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. На вещественных и документальных материалах музея могут быть написаны рефераты, доклады, творческие проекты. Дети могут соприкоснуться с древностью, поработать с документами, соприкоснуться с прошлым "вживую".

     Интегрированные уроки в школьном музее, игровые программы, праздники и многие другие мероприятия помогают раскрывать культурный потенциал музейных предметов и активно использовать их в учебном процессе, в урочной деятельности общеобразовательных учреждений.

 

  1. 4. Механизм реализации программы развития музея. Руководство работой музея.

      Музей организует свою работу  на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

- направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея;

- организует учёт и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозиции музея;

- разрабатывает план работы.

     Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно- воспитательном процессе. Ответственным за деятельностью совета является руководитель школьного музея.

 

  1. 5. Оценка эффективности реализации программы развития музея.

      В результате осуществления программы развития музея ожидается:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- возрождение истинных духовных ценностей белорусского народа;

- сохранение и развитие его славных боевых  и трудовых традиций;

- оптимизация работы по патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

 

Разделы сайта