Концепция развития
исторического
музея Народной славы
ГУО «Загальская средняя школа Любанского района»
1.Введение
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Функции музея:
создание условий для формирования у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине, ее истории и культуре;
всестороннее изучение истории и культуры своего региона;
охрана и популяризация историко-культурных ценностей родного края;
участие в решении образовательных задач учреждения образования.
Цель деятельности музея:
содействовать становлению учащегося как гражданина, патриота, семьянина средствами музейной педагогики, современными формами краеведения и экскурсионной деятельности
2. Информационная справка
Приближалась 40-я годовщина освобождения Беларуси и победы в Великой Отечественной войне. По предложению директора школы Терехова Н.Н.. было решено начать сбор материалов для создания школьного музея. Вспоминал бывший учитель математики Дмитрук Б. А.: "Каждый класс получил определенные задания. Самым главным было-записать воспоминания ветеранов войны. Дети охотно отозвались: воспоминания были записаны. Но кто-то подал идею записать голоса ветеранов. Бывших фронтовиков пригласили в школу, сфотографировали, записали их воспоминания на магнитофонную ленту. (К сожалению, только краткие сведения, записанные в альбоме, сохранились. Сами записи, лента сохранена не была. Поэтому уже в последующие годы школьникам вновь пришлось записывать воспоминания).
Вокруг Загалья в годы войны шли большие бои. После войны на местах боев жители находили большое количество остатков боевого оружия. Когда начали говорить о создании музея, многие школьники (да и взрослые тоже) начали приносить свои находки. Но дальше сбора этих материалов дело не шло.
Новый импульс в создании музея был дан новым директором школы Комиссарчик Т. Л. При помощи совхоза "Загальский" было оборудовано помещение бывшей школы, были приглашены оформители. Много раз обращались за консультациями и в Любанский музей народной славы. Кроме зала Боевой славы решено было создать и этнографический, рабочий, Ленинский залы.
Историко-краеведческий музей был открыт в 1985 году. Хранителем музея стал учитель немецкого языка Сытько Р. Ф. Была создана экскурсионная группа. Экскурсии проводились не только для своих школьников, но и для групп из других регионов.
Но вскоре помещение музея начало приходить в негодность. Своими силами сделать такой большой ремонт школа не могла. Проводить экскурсии стало опасно. Возникла угроза повреждения многочисленных экспонатов. Тогда было решено перенести экспозиции в помещение школы.
В 2004 году экспозиция музея перенесена в здание школы.
Из четырех экспозиций целыми оставили две: этнографическая и зал Боевой славы.
Экспозиции музея:
-«Этнографический зал».В экспозиции размещаются предметы обихода и крестьянского быта начала XX века (коса, серп, прялка, утюг, глиняная посуда, домашняя утварь ), самотканые рушники, покрывала.
-«Зал Боевой славы». Экспозиция рассказывает об участии жителей д.Загалье в партизанском движении на территории Любанского района, о легендарном острове Зыслов, есть документы и фотографии времен ВеликойОтечественной войны, осколки снарядов, гильзы, части оружия и т.д.
Ведется работа по созданию экспозиций:
- «Наши школьные годы» (в экспозиции рассказывается о развитии образования нашей местности, есть школьные учебники 1920-30-х годов, ученические тетради 50-годов, многочисленные фотографии учителей и учеников);
- «Земля, овеяная славой» (в экспозиции рассказывается об истории деревни Загалье, истории развития колхоза: многочисленные фотографии, грамоты и наградные листы, воспоминания ветеранов труда).
Важной частью экспозиции нашего музея является мемориальный комплекс "Зыслав".
Среди основных форм работы школьного музея:
-экскурсии;
- встречи с ветеранами;
- классные часы;
- праздники.
Большое значение имеет проведение уроков в школьном музее.
Экспозиционный потенциал музея должен помочь оживить учебный
процесс, приобщить детей к истории своей страны, своей малой
Родины.
3. Программа развития музея на 2022-2025 гг.
3.1. Основная идея развития музея
Накоплен большой объем материалов по истории населенного пункта, фонд музея пополнился новыми музейными предметами, - этим обусловлена потребность в необходимости систематизировать материалы, представить в экспозиции музея, популяризировать в социуме.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско- патриотических качеств, расширение кругозора и развитию у учащихся практических навыков поисково-исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
Деятельность музея посвящена исследованию материалов по отечественной истории, краеведению, сохранению исторической памяти народа и изучению культурно - исторического наследия малой родины.
Объект деятельности - история и современность малой родины, учреждения образования, сельскохозяйственного управления «Загальский» ОАО «МАПИД».
Предмет деятельности - история и современность родного края, предметы крестьянского быта и народные ремёсла, мужество и героизм земляков в годы Великой Отечественной войны.
Предполагаемая аудитория музея - учащиеся своей и соседних учреждений образования, молодежь, родители, ветераны войны и труда, жители микрорайона учреждения образования.
- 2. Перспективы развития музея:
- осуществлять сменные тематические выставки, посвященные памятным датам истории Родины;
- использовать музейные предметы экспозиций школьного музея в учебно- исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- проводить совместные мероприятия с ветеранами труда, привлекать их к работе актива музея;
- использовать инновационные формы работы в деятельности музея;
- устанавливать связи с другими музеями, привлекать родителей к работе в музее;
- пополнять фонды музея, обновлять экспозиции;
- проводить на базе музея уроки, праздники, интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми, тематические вечера и т.п.;
- обновлять страничку школьного сайта «Школьный музей»;
- создать мультимедийное портфолио по экспозициям музея.
- 3. Совершенствование программы деятельности музея.
Организация деятельности музея опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Беларуси:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Кодексом Республики Беларусь о культуре;
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июня 2006 г. № 733 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб парадку прысваення музеям статусу «народны», перыядычнага пацвярджэння і пазбаўлення іх гэтага статусу»;
Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 17 июня 2003 г. № 17 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку ўліку, захоўвання і транспарціроўкі зброі, якія маюць культурную каштоўнасць, дзяржаўнымі музеямі»;
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года № 283 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі»;
Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденнной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82;
Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 № 9.
Задачами педагогического коллектива являются не только обучение, но и воспитание культурного, творческого человека, способного воспринимать и ценить принципы добра и красоты. Эти задачи решает школьный музей с его экспозицией, подлинными предметами, имеющими историческую ценность.
Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, чему способствует музейная педагогика. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков (урок - путешествие, урок - игра, урок - знакомство, уроки творчества), на которых могут использоваться музейные экспозиции и различные музейные экспонаты. Обучение в музее может проводиться в какой - то другой нетрадиционной форме (например: встреча с интересными людьми - писателями, ветеранами, литературно - музыкальные гостиные, и т.п.). Такие уроки в музее стимулируют интерес детей к прошлому родного края, побуждают задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, находить объяснения.
Использование краеведческого материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. На вещественных и документальных материалах музея могут быть написаны рефераты, доклады, творческие проекты. Дети могут соприкоснуться с древностью, поработать с документами, соприкоснуться с прошлым "вживую".
Интегрированные уроки в школьном музее, игровые программы, праздники и многие другие мероприятия помогают раскрывать культурный потенциал музейных предметов и активно использовать их в учебном процессе, в урочной деятельности общеобразовательных учреждений.
- 4. Механизм реализации программы развития музея. Руководство работой музея.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
- направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея;
- организует учёт и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозиции музея;
- разрабатывает план работы.
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно- воспитательном процессе. Ответственным за деятельностью совета является руководитель школьного музея.
- 5. Оценка эффективности реализации программы развития музея.
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
- возрождение истинных духовных ценностей белорусского народа;
- сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций;
- оптимизация работы по патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.